Вверх

Коммерческий банк как партнерское предприятие




Во взаимоотношенияхс клиентом банк всегда партнерское предприятие. Что это т ...

Во взаимоотношенияхс клиентом / специфика коммерческого банка /



Коммерческий банк как партнерское предприятие

Коммерческий банк как партнерское предприятиеВо взаимоотношенияхс клиентом банк всегда партнерское предприятие. Что это такое? Частично мы уже ответили на этот вопрос. Принцип "все для клиента** подчеркивает подчиненность интересов банка интересам клиента. Разумеется, достигается это не столь прямолинейно, как кажется на первый взгляд. Партнерские отношения основаны на добровольности обеих сторон. Ничто, кроме дела (в конечном итоге коммерции), не может заставить клиента выбрать банк, так же как и банк, если он действительно исповедует принципы коммерции, ничто не может заставить обслуживать того или иного клиента. Полная добровольность, никакой директивности во взаимоотношенияхмежду банком и клиентом, иначе — сплошные декларации, а само определение банка как коммерческого предприятия теряет свой сущностный смысл.

В настоящее время российские банки переживают переходный период, во многом они еще остались старыми банками, с заметным налетом прежних административнокомандных признаков. Немногим из них удается уйти изпод пресса директивного управления. В мир коммерции банки входят с прикрепленной клиентурой, которую и обслуживают себе в убыток, и бросить нельзя, жалко. Так'и продолжают наши банки нести свой крест, желая "и прибыль принести, и невинность соблюсти". Между тем выход есть; разумеется, он не в благотворительности кредитного учреждения (оно должно оставаться коммерческим), а в особой форме государственной финансовой поддержки предприятий, отраслей, программ, в развитии которых заинтересовано государство. Желает государство иметь убыточные предприятия, хочет оно в интересах общественных потребностей развивать те или иные производства, это его дело. На то оно и является государством, которое собирает налоги с населения, предприятий, банков для осуществления расходов, в которых заинтересовано все общество, без которых народу, обществу, стране действительно не обойтись. Коммерческие банки, однако, здесь ни при чем. Коммерческий банк не только по закону о его деятельности имеет право выбирать клиента, но и получать с него плату за услуги в таком объеме, который диктует коммерция. Чтобы не лишать низкорентабельных и иных клиентов кредита, государство (так, собственно, и делается в ряде стран) должно компенсировать коммерческому банку тот убыток, который он понесет в результате предоставления более дешевого кредита, получения гораздо меньшей платы, чем та, которую кредитное учреждение могло бы получить, обслуживая другую сферу.

Деятельность банка как коммерческого предприятия, как нам представляется, не носит "эгоистического" характера. Банки, как и многие другие юридические лица, не вправе противопоставлять себя обществу. Банки, возникнув из народнохозяйственных потребностей, предоставляют свои хредиты, осуществляют расчетные и другие операции, куплюпродажу ценных бумаг во имя общественно необходимых потребностей. Бизнес банка, его коммерция поэтому не замыкается в целом его индивидуальными целями, деятельность банка как экономического предприятия имеет общественный характер. Однако именно потому, что банк создается как коммерческое предприятие, как предприятие, развивающее коммерцию в обществе, он не может выполнять ни благотворительных задач, ни функций государства по финансированию и безвозмездной поддержке народного хозяйства.

Партнерские отношения коммерческого банка с клиентами базируются на принципе взаимной заинтересованности. Только в том случае, если банк и предприятие заинтересованы друг в друге, можно рассчитывать, что партнерские отношения между ними действительно состоятся. Свою выгоду банк может получить не прямо от данного клиента, а от клиентов данного клиента, которые вместе с ним приходят со своими деньгами в банк. Свой коммерческий интерес банк, наконец, реализует не сразу, не немедленно, а по истечении определенного времени. В этой связи сегодня то или иное предприятие может не интересовать банк с позиции получения прибыли, сегодня клиент находится в прорыве, испытывает платежные затруднения, однако уже в ближайшее время потенциальные убытки могут обернуться для банка крупной прибылью. Вообще от клиентов никто никогда не отказывается, ими всегда следует дорожить и, если это возможно, помогать. Жизнь при этом такова, что банк, поддержавший в трудную минуту клиента, становится банком клиента. Доверие, завоеванное сотрудничеством, и в том числе в трудные периоды, как для банка, так и для клиента, превращается в тот существенный фактор, который цементирует партнерские отношения между ними.

С позиции партнерских отношений коммерческий банк для клиента — это домашний банк. Клиент, расположенный к банку, пользуется только его услугами. Предпочитая свой банк всем другим кредитным учреждениям, клиент совершает все сделки через банк. Население производит через банк платежи за коммунальные услуги, расчеты за телефон, гараж, детский сад, охрану, товары и всевозможные другие денежные потребности. Предприятие не идет в другой банк для осуществления платежей, потому что знает, что все свои финансовые проблемы оно может решить в своем банке. В свою очередь, банк, желая быть партнером, должен обеспечить "пакетное" обслуживание. Коммерческие банки наряду с традиционными видами услуг, в том числе предоставляя десятки видов различных кредитов, выполняют валютные операции, трастовые операции, могут совершать прямые инвестиции в экономику своего клиента. Клиенту не надо идти в чужой банк; он знает, что по его просьбе и от его имени могут быть организованы переговоры и заключены соглашения в других регионах. В целом предприятие идет в банк не за кредитом, не за той или иной услугой, так как их можно получить в любом другом банке. Клиент идет в свой банк потому, что финансовая помощь, та или иная услуга может быть получена им в более квалифицированной форме. Доверяя банкупартнеру, клиент практически получает при необходимости совет, консультацию о том, как правильно использовать ресурсы, куда целесообразнее вложить деньги, как увеличить свою прибыль.

Разумеется, российский банк не может оказать клиенту услуги в такой форме, на данном этапе он не способен оказать клиенту помощь, проконсультировав его о направлениях инвестиций, конъюнктуре продукта и отрасли. Уровень квалификации банковского персонала недостаточно высок. Воспитанный на мотивах контроля за нарушениями в деятельности предприятий, контролируя накопления сверхнормативных запасов товарноматериальных ценностей, отвлечение оборотных средств в дебиторскую задолженность, капитальные затраты, осуществляя мелочный надзор, наши банки разучились управлять коммерцией, анализировать хозяйственную конъюнктуру, быть консультантом и в конечном счете квалифицированным партнером в организации бизнеса. Все это, разумеется, не вина коммерческого банка, а его беда, ибо банковский аппарат был воспитан в иных традициях. Предстоит огромная работа, прежде чем кредитное учреждение в полной мере сможет развернуть все свои возможности, обеспечить высококвалифицированное обслуживание клиента. Такая работа, бесспорно, началась, но пройдет не один год, прежде чем наш банк может подняться на более высокую ступень стимулирования коммерческих отношений в народном хозяйстве.


Смотрите также:

Банк как предприятие

Банк как предприятие


Логичной в этой связи является трактовка сущности банка не как организации или учреждения, а как предприятия. Именно ...
Банк как торговое предприятие

Банк как торговое предприятие


Вместе с тем банк как предприятие имеет свою специфику, его деятельность отличается от деятельности других предприят ...
Банк как посредническое предприятие

Банк как посредническое предприятие


Функционирование банка в сфере обмена порождает и другие представления о его сущности. Нередко банк ...










онлайн     кредиты    наличными    заявки    подбор    ставка   

Valid XHTML 1.0 Transitional