Вверх

Банк — это торговое предприятие




Разумеется, здесь не идет речь о его сущности. Как отмечалось, с позиции сущности отождествля ...

Разумеется, здесь не идет речь о его ... / специфика коммерческого банка /



Банк — это торговое предприятие

Банк — это торговое предприятиеРазумеется, здесь не идет речь о его сущности. Как отмечалось, с позиции сущности отождествлять банк с торговлей так же противоестественно, как кредит с торговлей товарами. Разница здесь слишком очевидная, и вместе с тем с позиции принципов хозяйствования банк подобен хорошему магазину, который торгует своими услугами. Истинная философия, которой всегда должны руководствоваться банки, — это философия производства продукта ради его продажи, философия развития торговых мотивов его деятельности. К сожалению, именно эти качества потеряли наши банки, превратившись в орудие распределения ресурсов, а не обмена. Как известно, ресурсы, собранные банками в определенном регионе, не поступали в их владение. Централизованная система предполагала аккумуляцию средств в центре, а не на местах. Местные банки осуществляли кредитование хозяйства не в зависимости от массы собранных ими средств, а исходя из лимита кредитования , выделенного сверху. С годами советские банки потеряли навыки организации торговли своим продуктом и услугами, приобрели функции распределителя по карточкам, а не торгового центра. Философия торговли специфическим продуктом практически исчезла, директивное управление упразднило тем самым то, без чего банк, как таковой, не может состояться. Таковы реальности, в связи с чем предстоит огромная работа по восстановлению подлинного смысла банковской деятельности.

Нельзя забывать, что банк, обслуживающий народное хозяйство и население, — 'это коммерческое предприятие. Именно благодаря своему подлинному назначению его и назвали коммерческим банком . Но произошло это не потому, что банки занимаются обслуживанием коммерческого кредита (такое мнение действительно существует). Банки действительно учитывают векселя, могут выдавать под них свой банковский кредит. Не это, однако, делает их коммерческими предприятиями, ведь основа современного денежного хозяйства — это не коммерческий, а банковский кредит. Ответ, как нам представляется, заложен в самом слове "коммерция", которое означает не что иное, как торговля. Коммерсантом на Руси издавна называли торгового человека, купца, торгующего определенным продуктом. Название, которое приобрел деловой банк, точно согласуется с тем подлинным смыслом, который должен быть вложен в банковскую деятельность.

Принципы банковской коммерции. Коммерция в банковской сфере базируется на определенных принципах. Главный среди них — прининп прибыльного хозяйствования, достижение возможно большей прибыли. Широко известно предположение о том, что движущим мотивом деятельности банка является получение прибыли. Все это, правда, относилось к деятельности капиталистического банка, однако совсем недавно мы смогли.перешагнуть через одну из своих догм, наконецто после долгих лег пришли к осознанию одного из существенных моментов банковской деятельности.

Показатель прибыли официально стал главным показателем деятельности банка, неизбежно, таким образом, мы встали на путь возрождения банка как такового. Получение прибыли, однако, это больше чем показатель. Доходность, прибыльность как принцип означает то, без чего банк не может существовать, без чего теряется смысл его экономического обслуживания. Показатель можно изменить, заменить другим, принцип отменить нельзя, он носит неизбежный постоянный характер.

Второй принцип банковской коммерции умещается в формулу: "Подешевле купить — подороже продать". Собственно, это спекулятивный принцип. Поэтому банк с полным основанием можно назвать спекулятивным предприятием. Конечно, спекуляция со стороны банка имеет свои пределы. Каждый имеет право торговать, но для этого спекуляция должна носить "цивилизованный" характер. Для обуздания ее аморальных качеств она обязана опираться на законодательство, не противоречить ему; предполагается, что для осуществления коммерции каждый из банков при этом располагает равными информационными возможностями о рынке. Биржа с ее котировкой ценных бумаг, информация о рынке того или иного продукта, анализ тенденций в развитии отраслей народного хозяйства могут дать каждому равные возможности делать свой бизнес. Равные возможности должны быть созданы и в создании продукта. Только в том случае, если каждый банк получит возможность предложить свою услугу, реализовать ее в рамках законодательства, можно говорить о действительно цивилизованных формах, при которых спекуляция теряет свой криминальный оттенок и становится нормой предпринимательства. Чем больше в этих условиях банк становится спекулянтом, тем в большей степени его деятельность соответствует изначальным принципам коммерции. От того, насколько удачно "спекулирует" банк, зависит его успех, его прибыль.

Для коммерческого банка небезразлично, какой ценой достигнута прибыль. Принцип банковской коммерции предполагает получение большей прибыли при меньших инвестициях. Небезразлична для банка и его собственная доля в общих ресурсах, с помощью которых формируется доход. Каждому банку известно, что эффект будет тем более заметен, если большая прибыль достигнута при меньшей его собственной доля в пассивах.

С позиции коммерции не должно быть празднолежащих ресурсов. Все деньги, все ресурсы обязаны максимально работать. Реальности, однако, состоят в том, что какаято часть средств находится в резервах, обращается слабо либо не обращается совсем. Разумеется, с позиции бизнеса это противоестественно, поэтому всегда полезно знать, что прибыль будет тем выше, чем выше доля кредитов по отношению к первичным и вторичным резервам.

Предпосылкой реализации целей банковской коммерции является безопасность банковской деятельности. При прочих равных условиях прибыль банка тем выше, чем выше безопасность банка и меньше риск. И тем не менее банк — это рисковое предприятие. Недаром говорят, что коммерческий банк — это риск, затем период ожидания, а вслед за ним прибыль или убыток. В мире уже не осталось стопроцентных гарантий, как бы каждый ни страховал себя от потерь, полностью избежать убытков невозможно. Как говорят, "трусы в карты не играют"... Но коммерции вредно опираться на принцип карточной игры, принцип случайности, действовать по принципу "пан или пропал", напротив, она носит постоянный характер, ее цели при различных колебаниях должны быть реализованы. Важный принцип банковской коммерции здесь состоит в том, что банк как экономическое предприятие может рисковать своим капиталом, своей прибылью, но не капиталом клиента, его прибылью. От неудачной (или неумелой) коммерции может пострадать банк, но никогда не должен страдать клиент, ради которого, собственно, и существует кредитное учреждение.


Смотрите также:

Банк как предприятие

Банк как предприятие


Логичной в этой связи является трактовка сущности банка не как организации или учреждения, а как предприятия. Именно ...
Банк как торговое предприятие

Банк как торговое предприятие


Вместе с тем банк как предприятие имеет свою специфику, его деятельность отличается от деятельности других предприят ...
Банк как посредническое предприятие

Банк как посредническое предприятие


Функционирование банка в сфере обмена порождает и другие представления о его сущности. Нередко банк ...










онлайн     кредиты    наличными    заявки    подбор    ставка   

Valid XHTML 1.0 Transitional